Вторая часть четырехчасового опуса Ларса фон Триера про историю сексуальной жизни барышни по имени Джо, самодиагностированной нимфоманки. Фильм расскажет о поздних годах жизни героини и приведет историю к логическому завершению. На данный момент «Нимфоманка» кажется самым амбициозным и откровенным творением автора — многочисленные интимные сцены снимались с участием порноактеров, чьи части тела впоследствии совмещались с лицами основного актерского состава. В его числе последняя триеровская муза Шарлотта Генcбур, Шайя ЛаБаф, Кристиан Слейтер, Ума Турман, Стеллан Скарсгорд и другие.
Драма |
18+ |
Ларс фон Триер |
25 декабря 2013 |
6 марта 2014 |
2 часа 3 минуты |
magpictures.com |
Нимфоманка Джо (Генсбур), подобранная на улице затворником Селигманом (Скарсгорд), продолжает лежать у того в постели и рассказывать историю своих греховных похождений. В том числе о том, как неожиданно потеряла всякое сексуальное желание, как не следила за сыном и заделалась садомазохисткой, но никак не могла забыть Джерома (ЛаБаф) — что и привело ее в подворотню из пролога первого фильма. У Селигмана тем временем все острее начинает ощущаться нехватка культурных аналогий для порнографических баек Джо.
В идее поделить четырехчасовую эпопею на две части — вроде как пришедшей в продюсерскую, а не авторскую голову — в данном конкретном случае видится немало логики. Вторая половина «Нимфоманки» одновременно и игривее (вместо бронебойных Rammstein — фанковые Talking Heads), и смешнее, и стройнее драматургически. Совсем мимолетное присутствие интересной артистки Стейси Мартин — молодой Джо — компенсируется и меньшим мельтешением на экране ЛаБафа. Лучший эпизод первой части с громогласным выступлением Умы Турман во второй зеркалится противоположным по эмоциональному накалу, но не менее эффектным выходом Джейми Белла в роли профессионального истязателя. Ничего столь же смешного, как комедийный скетч с двумя африканцами, в первой части и вовсе не было. Близость финального акта побуждает Триера быстрее выговориться, и он то и дело сползает с секса на совсем абстрактные темы, но магистральную линию сюжета держит в разы четче.
Все это было бы прекрасно, не обнажай большая легкость второй части всю дурость триеровской «Нимфоманки» в целом. Картина и правда во многом кажется неким итогом карьеры автора: тут главное — понимать разницу между магнум-опусом и юбилейным концертом. Всю жизнь без тени скромности цитировавший великих, Триер, кажется, впервые с такой показной наглостью разбирает на сборник лучших хитов собственное творчество. Ладно заговори режиссер на старости лет сам с собой — так делают все большие художники. Но от «Нимфоманки» возникает неловкое чувство, что те две аудитории, на которые она рассчитана, — это преданные поклонники и столь же преданные ненавистники. В какой-то момент героиня разражается перед группой анонимных сексоголиков речью в защиту собственного недуга, который и есть ее «я». Так же и весь фильм похож на завиральное авторское высказывание на тему «Я Ларс фон Триер, и мне это нравится».
Нет ничего глупее, чем пытаться предъявить режиссеру какие-либо претензии. Дополнением к любому его кино давно идет пользовательское соглашение, что при неблагоприятном исходе зритель — сам дурак. Автор давно приучил аудиторию ждать от него хоть исповедь, хоть смехопанораму. Тем не менее, придя с открытыми умом и сердцем на «Нимфоманку», в ответ скорее слышишь: «Так вот, это мне напомнило один случай на рыбалке».